Pain-Music.at.ua
Статьи Биография Музыка Клипы Концерты Тексты Интервью Фото Форум

Биография группы Pain и Петера Тэгтгрена (Peter Tägtgren)

Peter Tägtgren
Петер Тэгтгрен, родился 3 июня 1970 года, это тот человек, которого невозможно назвать тем, кто притворяется творческой личностью. Он - один из самых уважаемых и авторитетных персонажей шоу-бизнеса в родной Швеции.

«Музыка для меня всё. Я пережил из-за неё два развода и целую кучу прочего дерьма, но она до сих пор является для меня самым важным в жизни. Я предпочитаю её всему остальному.»

Живущий и дышащий музыкой Тэгтгрен был центральной и активной фигурой в экстремальном металлическом движении более чем десятилетие. Значительную часть сил и времени Петер отдает работе в собственной “Abyss Studio” которая принадлежит ему с 1994 года и располагается в комплексе помещений бывшей психиатрической больницы в деревне Пярлбю (Parlby) на севере Швеции, которую Петер целиком купил. Крошечная деревушка Пярлбю находится примерно в трёх часах к северу от Стокгольма и насчитывает всего несколько домов.

Петер начал играть на ударных в 9 лет, позже – на гитаре, бас-гитаре и клавишных. После распада своей первой группы Conquest, Тэгтгрен решил эмигрировать в Соединённые Штаты. Там он стал частью металл сцены после некоторых практических занятий у гитариста Фила Фаскиана из Malevolent Creation. Петер пообещал показать им свой контракт со звукозаписывающей студией и группой на один год.

На данный момент он спродюсировал уже более сотни альбомов молодых европейских металлических команд, среди которых, Dimmu Borgir, Immortal, Marduk, Children Of Bodom и Skyfire. С этими именами его связывает работа в некоторых самых сокрушительных альбомах современности. Кроме того Петер был вокалистом в группах Lock Up и Bloodbath, играл на ударных в War, а так же появлялся в числе членов групп Marduk и E-Тype в качестве приглашённого гитариста.

Альтернативной прессой он законно провозглашен «Риком Рубином Скандинавского металла». В равной мере беспокойного гения Петера Тэгтгрена можно отметить обширным списком собственной музыкальной продукции. Страдающий бессонницей, известный трудоголик, живущий в неустанном темпе, этот недостаток работы Тэгтгрена этически доказал свою полезность для андерграундной сцены не только собственной продукцией, но и заметной помощью начинающим музыкантам. И еще одна деталь прекрасно дополнит образ Петера Тэгтгрена - при столь насыщенном концертном и рабочем графике он успевает писать музыку для шведского кино и в нем же сниматься. Так что поклонникам Pain рекомендуется найти и посмотреть фильм ужасов Sleepwalker (реж. Johannes Runeborg), в котором Петер сыграл яркую эпизодическую роль, а также написал ведущую музыкальную тему Save Me специально для этого фильма. Если вы посмотрите самые известные шведские фильмы вроде Nolltolerans (реж. Anders Nilsson) или Vingar Av Glas (реж. Reza Bagher), вы также услышите там музыку из альбома Rebirth - End Of The Line и On And On. А в короткометражном фильме Greetings (реж. Mikeadelica) Петеру вообще досталась главная роль, и он играет рядом с такими актёрами, как Солв Догертц и Хенрик Даль.

Большое влияние на Петера оказала группа Kiss, именно она вдохновила его стать музыкантом. Играть в направлении экстремальной музыки для Тэгтгрена поспособствовала музыка группы Metallica, а также Venom и Possessed. Петер Тэгтгрен не хочет называть себя сатанистом и использует при этом слово ненавистник по отношению к религии (в большей степени к христианству), так как воспитывался в семье, по его словам, ненавидящей религию.

Peter Tägtgren
«Создание музыки, это не работа – это приключение.»

Вся его жизнь связана с музыкой, преодолением рубежей и продвижением логичных и безумных идей. За время своей карьеры он успел создать и возглавить три группы – Hypocrisy, The Abyss и Pain, а также продюсировать известные металл-группы, что сделало его одним из самых известных шведских музыкантов и продюсеров.

Карьера Петера началась в Hypocrisy, группе, исполняющей Athmospheric Death Metal, которую он сам основал в 1990 году и до сих пор возглавляет. Hypocrisy за все эти годы записала множество альбомов, объездила с гастролями всю Европу и Штаты и заработала статус самой успешной Death Metal команды в своей стране. В одном из своих интервью Тэгтгрен заявил что Hypocrisy является для него всего лишь хобби, а наибольшее предпочтение он отдаёт своей студии – “Abyss Studio”.

Свой собственный проект Петер Тэгтгрен решил создать в 1996 году, в то время, когда начала зарождаться альтернатива. Тэгтгрен понял, что хочет писать музыку и в другом жанре, более близком к Heavy Metal. Однако менять направление Hypocrisy он не хотел, поскольку группа ещё отнюдь не исчерпала себя. Петер же поступил хитрее и оставил Death Metal для своей группы Hypocrisy, а сам создал свой собственный сольный проект Pain, который по замыслу должен был принадлежать к стилю Heavy Metal. Но в один прекрасный день он сел за компьютер и начал экспериментировать с битами и рифами, цепочка потянулась, и получился совершенно ни на что не похожий звук.

«Раньше я занимался только Death и Black Metal, и мне жутко хотелось поэкспериментировать со звучанием, изобрести что-то новое, используя больше электроники.»

Результатом этой идеи стала вышедшая в 1997 году на немецком лейбле “Nuclear Blast” первая пластинка под одноимённым названием Pain. Над альбомом Тэгтгрен работал практически в одиночку, записав все вокальные и инструментальные партии, а также спродюсировав и смикшировав весь материал самостоятельно. Уже по названию — Pain (Боль) — можно было понять, что ничего радостного альбом в себе не таит. Темы песен — секс, боль, насилие, смерть и прочие атрибуты, уже давно перепетые всеми возможными металл-группами. Может быть поэтому на него обратили внимание только критики и заядлые фэны группы Hypocrisy. Большой популярности среди широких масс он не снискал - электронный Death Metal в духе ранних Fear Factory не мог претендовать на места в хит-парадах.

«Если сравнивать работу в двух группах, - говорит Тэгтгрен, - то Hypocrisy - это, прежде всего, хорошие риффы, а в Pain элементов гораздо больше: это и мелодические линии, и биты, и ритм, и ПРАВИЛЬНЫЕ звуки. Ингредиентов масса, и границ в работе с ними не существует. Так что я и сам не знаю, что в итоге станет результатом этого сплава»
Pain

Тем не менее, Петер не сдавался и продолжал экспериментировать, сочетая гитары с электроникой. Прошёл четырёхлетний перерыв и все уже почти забыли про Pain. Может, оно и к лучшему, ибо то, что услышал мир в 2000 году на альбоме Rebirth сильно отличалось от прошлой работы. Rebirth получил заслуженное восхищение фанатов и с этого момента Pain сопутствует удача, да и само название альбома говорит о возрождении. На нем было подбавлено еще электроники и индустриальных элементов, а большинство композиций были построены на танцевальных ритмах. Альбом был выпущен мажорным лейблом “Stockholm Records” (подразделение Universal Music) и, как результат, он получил очень хорошую раскрутку. С него было выпущено 3 сингла On And On, Suicide Machine и End Of The Line. Главный успех выпал первому же синглу End Of The Line, который ещё до выхода альбома занимал в Швеции вершину хит-парада целых 13 недель! Через год он стал золотым, а самого альбома за тот же срок продали 20000 копий. Шведские музыкальные каналы начали крутить соответствующий клип - гораздо более брутальный, нежели они крутили когда-либо до того. Вслед за ним вышли еще два хит-сингла, Suicide Machine и On And On. Особенно понравилась слушателям последняя композиция, которая крутилась на шведском национальном радио, а клип к ней частенько появлялся на телеканале ZTV. Презентация Rebirth состоялась в Гамбурге, для чего Петер пригласил сопровождающий состав в лице Хорга (ударные), Дево Анрссона (клавишные), Маттиаса Камийо (гитара), оставив себе только вокальную работу. Перед этим Pain появились на фестивале “Monsters Of Boat”, а чуть позже провели небольшое турне по Германии.

Работа закипела, Петер почувствовал, что работа с электроникой у него в крови.

«Мой отец был инженером, разрабатывавшим синтезаторы и другие электронные клавишные. Он запросто мог разобрать на части и опять собрать видеомагнитофон. Ещё он занимался изготовлением материнских плат и других компьютерных комплектующих».

Открыв для себя мир электроники, Тэгтгрен понял, что теперь перед ним есть бескрайние возможности, которые раньше были неосуществимы из-за человеческого фактора.

«Я хотел, чтобы моя музыка была другой. Думаю, это намного интереснее для людей, да и для меня самого. Важно не идти по лёгкому пути, делая то же, что и все.»

«Да, я люблю пробовать и находить границы идеи. Например, я помню, как в первый раз купил “Mesa Boogie” усилитель в середине 90-х, и мучался с ним, пока не добился совершенного звука, который хотел услышать. На следующий день я его продал и купил другой, чтобы всё начать заново. Вот так я работаю. Вот почему все мои альбомы несколько отличаются друг от друга. Каждый раз закончив альбом я начинаю новые эксперименты. Иногда делаешь ошибки, а иногда всё правильно. В любом случае, это интересно.»

Peter Tägtgren
В в начале 2002 года Тэгтгрен занялся третьим студийным альбомом Nothing Remains The Same и уже спустя несколько месяцев диск появился в продаже. Продолжая тенденцию дальнейшей электронизации, Петер сумел сохранить мрачную атмосферу и энергию предыдущих пластинок, причем альбом получился более зрелым. По замечанию автора на Nothing Remains The Same стало лишь больше песен о сексе и смерти. Вместе с тем звучание получилось настолько интересным, что казалось в работе над альбомом была задействована целая группа, хотя по прежнему все партии Тэгтгрен записывал самостоятельно. На обложке тоже он, после двух дней работы в студии Йоахим Лютке у Петера выросли крылышки. Впрочем, кое-какое постороннее вмешательство в альбоме есть. Дэн Свано вмешался в процесс доводки двух композиций альбома - Shut Your Mouth и интересной кавер-версии песни Eleanor Rigby группы The Beatles. Особой грусти композициям Injected Paradise и Fade Away придают необыкновенные, душераздирающие симфонические аранжировки. Для записи этих моментов был использован стокгольмский струнный оркестр из 16 человек. Писались в Polar Studios (тут записывались такие монстры, как Abba, Led Zeppelin, Rolling Stones и Genesis). Аранжировки делал сам Петер Тэгтгрен, а дирижировал оркестром Пэл Свенре. Но всёже мировую известность альбом получил благодаря культовой песне Shut Your Mouth, которая была выпущена на сингле – и не напрасно. Композиция почти сразу оказалась на 17-м месте шведских хит-парадов и держалась в двадцатке больше двух месяцев. Немало, конечно, этому способствовал весьма качественный и дорогой видеоклип. Помешанный на НЛО Тэгтгрен наконец-то смог визуализировать свои фантазии. Кстати, клип снимался в доме самого Петера, чему он долго препятствовал, как оказалось в последствии, зря. Зелёный с лица инопланетянин сажает свою тарелку на огороде у Петера и остаётся переночевать. Пока он хлещет кефир перед телевизором, Петер пытается убедить «кого следует», что к нам уже прилетели, но его грубо посылают “Shut Your Mouth!”. Сделан клип режиссёром, которого зовут Mikeadelica. Он делал также прошлые клипы - End Of The Line и крутившийся по MTV Suicide Machine. Видео было немедленно продемонстрировано в телепрограмме Voxpop и получило широкий общественно-политический резонанс. Почти 4 месяца заняли у того же режиссёра съёмки следующего клипа - Just Hate Me. Немудрено – он был создан при помощи тех же технологий, что и Эпизод l Звёздных Войн Джорджа Лукаса. Речь там идёт о безумном учёном, создавшем робота с человеческими эмоциями. А часть сцен снимали на списанной атомной подводной лодке.

До стран СНГ волна популярности Pain докатилась к весне 2002 года, когда и вышел сам альбом Nothing Remains The Same. Немецкий журнал “Metal Hammer” назвал этот альбом Pain лучшим по итогам июня, так что появление Петера, как с его собственным проектом, так и вместе с Hypocrisy на фестивале “The Summer Breeze” в Германии в конце августа вполне объяснимо. Осенью 2002-го прошло первое европейское турне Pain.

В 2005 году вышел альбом четвёртый альбом под названием Dancing With The Dead, который как бы являлся продолжением Nothing Remains The Same. Эти два альбома достаточно равнозначны и выделить среди них лучший затруднительно. На нём уделяется большое внимание опыту близкой смерти. Наибольшую популярность получили песни Same Old Song, Nothing и Bye/Die, на которые и были сняты клипы. Во время записи альбома Dancing With The Dead, сердце Петера остановилось на несколько секунд. Этот случай и вдохновил его написать песню Dancing With The Dead.

Peter Tägtgren

Фанаты ждали пятый по счёту альбом, так как он должен был быть по обещаниям Тэгтгрена чем-то вроде продолжения Rebirth. и сохранить стиль второго альбома. И наконец-то в 2007 году появился альбом Psalms Of Extinction. Он вышел потрясающе мощный, музыка стала «погрязнее», а электроника просто сводит с ума. На диске нет очередной End Of The Line, Shut Your Mouth или Same Old Song, однако новый альбом хорош и гармоничен настолько, чтобы целиком, одним куском, восприниматься как хит - и отдельно стоящие шедевры могли бы даже испортить общее впечатление.

«На новом альбоме – Psalms of Extinction – я экспериментировал с ударными сэмплами. Например, один из них был сделан отключением гитары, записью получившегося шума и его закольцовыванием. И таких вещей на альбоме много! Когда я придумываю что-нибудь, мой мозг начинает думать – Хорошо, что ещё интересного изобретём?».

По сравнению с предыдущей работой 2005 года, делавшей основной акцент на мелодично-электронные грани творчества Петера, в «псалмах» доминирует перегруженный, тяжелый гитарный саунд. Кто в доме главный, наглядно демонстрирует первая же вещь альбома Save Your Prayers, встречая мозг железной сковородкой и чуть ли не трэшевым забоем. Отличные мощные и типично «пэйновские» вещи - Zombie Slam (на эту душевную тему о живых жмуриках был снят клип), Clouds Of Ecstasy и заглавная Psalms Of Extinction. Из не совсем привычного (но не менее интересного) - трогательная Just Think Again с виртуозной лидер-гитарой Алекси Лайхо, напомнившая печальные медляки Hypocrisy, и кавер Bjork Play Dead: чистый голос Петера и аутентичная гипнотичная, не лишенная авангардного безумия атмосфера. Поразительно удачная версия (впрочем, после творческой «болевой» обработки Eleanor Rigby The Beatles трудно чему-либо удивляться).

«На мой вкус, эта песня Бьорк - лучшее, что доводилось слышать на протяжении долгих лет, - рассказывает Петер. - В 1993-м, впервые прикоснувшись к этим звукам, я был просто сражен, И когда для избавления от контрактных обязательств перед Universal появилась мысль сделать альбом каверов. Play Dead была в самом начале списка. Я даже сильно ее не менял, не хотел: в версии Pain просто добавилось тяжести и мрачности. А труднее всего было добиться звука скрипок, как в оригинале, и сделать так, чтобы он вписывался в тяжелый гитарный саунд. Что же касается Just Think Again, то скрипки там пришлись к месту в целях достижения драматического эффекта. Кстати, оригинальный трек получился длиною около восьми минут, поэтому пришлось его немного подсократить: все-таки фирменный стиль Pain - это компактные «цепляющие» мелодии. Я урезал песню до шести минут и добавил немного акустики. Чего, в общем-то, обычно не делаю, но очень уж хотелось сотворить что-то неординарное. Так, еще появилось и соло. Поскольку я сам не слишком хорош в виртуозных соляках, позвал на помощь Алекси»

Всю жизнь Тэгтгрен заставляет себя не сидеть на месте, а придумывать что-то новое. В Psalms Of Extinction прорисовывается некоторые черты готики, которые выражаются новым имиджем Петера Тэгтгрена. Нет, он не снял свою рубашку с галстуком, он просто «окрасил» рубашку в красный цвет, подвёл чёрным глаза и стал выглядеть солиднее, эдаким профессионалом Industrial Metal.

«Всё, что я пишу, о чем пою, касается меня лично. И Psalms Of Extinction посвящены простым жизненным фактам. Таким, как, например, загар. Сегодня вы не можете нормально поваляться на пляже, не опасаясь обгореть, получить рак кожи и умереть. И так во всем, и это меня пугает. Нет, я вовсе не собираюсь проповедовать... я просто реально смотрю на вещи»

В этом альбоме всё же была использована помощь других музыкантов – Петер Иверс из In Flames исполнил басовые партии на двух треках, Алекс Лайхо из Children of Bodom записал гитарное соло на Just Think Again и Play Dead, а барабанщик Motorhead Микии Ди звучит на треке Zombie Slam. Но всем остальным Петер занимался сам.

«Я из тех людей, которые концентрируются на задаче и решают её. Я не могу спокойно сидеть на заднице и смотреть, как другие делают дело, особенно если знаю, что они делают его неправильно. Мне нужно, чтобы дело было сделано. Вот почему я засветился в таком количестве музыкальных проектов.»

Всего около года пришлось ждать фанатам до появления последнего на данный момент, шестого по счёту альбома - Cynic Paradise. Вышел он осенью 2008 года всё на том же немецком лейбле “Nuclear Blast”. Музыка в этом альбоме выглядит более свежей и мелодичной, что вызвало некоторую критику от любителей «по горячее». Так же как и остальные альбомы, этот стал по своему хорош и с радостью принят преданными фанатами. Одним словом понять музыку Pain можно только услышав её.

Peter Tägtgren

C новым альбомом Тэгтгрен сделал ещё один шаг вперёд. Теперь, по его собственным словам, он готов превратить Pain в лучшую группу своего жанра, которая будет известна всему миру. С первого до последнего альбома только одна вещь остаётся неизменной в Pain – это Петер Тэгтгрен. Звучание изменилось от более тяжёлого к более мелодичному с большим количеством Industrial элементов, но Петер по-прежнему в одиночку управляет проектом, приглашая других музыкантов лишь для концертных выступлений.

«Я думал о том, чтобы пригласить людей для работы над альбомом, может даже другого продюсера. Но мой друг сказал мне: Да вы же убьёте друг друга в считанные секунды! Действительно, как только у нас начались бы разногласия, работа бы развалилась.»

Написание музыки начинается с придумывания чего-то на гитаре, и затем вокруг этого появляется всё остальное.

«Дело начинает безумно закручиваться. Я ставлю клавишные, потом сверху – мелодию, затем простой бит в стиле AC/DC, начинаю работать с сэмплами… И внезапно обнаруживаю, что у меня на треке уже 100 дорожек, но я добился того звучания, которого хотел.»

Тэгтгрен говорит, что в прошлом на творчестве было сильно отражено влияние других коллективов, например Rammstein и Depeche Mode, но теперь он предпочитает работать совершенно без оглядки на других.

«Я всегда говорил, что хочу делать музыку с драйвом AC/DC и духом Pantera. Но сейчас я знаю – главное это почувствовать ритм и мелодию внутри себя. Если ты смог придумать мелодию и подложил тяжёлый риф – значит, у тебя получается. Поэтому моя музыка вне определённого жанра, и на концертах я вижу и шестилетних, и шестидесятилетних, старых Rock’n’Roll-еров и байкеров, Power- и Death-металлистов.»

Можете быть уверены – Петер не остановится в работе над проектом, двигая его к новым, заслуженным высотам. Проблемы с предыдущим издателем и другие неудачи его ничуть не смущают, а наоборот – подталкивают к дальнейшей работе.

«В мире Pain не может быть удачи, и это значит, что я должен сам работать над всем. И мне это нравится! Это значит, что я никогда не успокоюсь и не включу «автопилот». Я всегда на острие – и это лучшее, что может быть.»

// материал собран из различных статей и отредактирован на сайте Pain-Music.at.ua

Pain-Music © VideoImageHouse, 2007